Нарушения речевого развития у детей, коррекция речи ребенка

Нарушения речевого развития у детей, коррекция речи ребенка

Уже с самого рождения ребенка родители могут распознать проблемы в развитии его речевого аппарата. Очень важно выявить это на первых годах жизни и приступить к лечению. Этап коммуникации со своими сверстниками очень важен для ребенка. В случае патологии с речью малыш может начать бояться своих одногодок и приобрести в результате множество комплексов. Для ребенка это психологическая травма, поэтому от родителей требуется предельное внимание к малышу. Психологическое состояние всей семьи во многом определяет возможность наличия или отсутствия в дальнейшем расстройств речи.

Признаки (симптомы) речевого нарушения у ребенка

Ребенок говорит очень быстро, и как-бы проглатывает половину слов;

  1. Некоторые согласные не выговариваются, или заменяются другими;
  2. Если малыш начал одной согласной заменять все остальные - тошка (кошка), тарик (шарик), торты (шорты);
  3. Речевое развитие замедленное;
  4. Тяжелое и медленное произношение букв и слов;
  5. Переставление слогов и букв.

Для того чтобы заметить первые симптомы фонетического нарушения речи необходимо быть внимательным к ребенку. Заметив проблему только во время ее зарождения, ее намного проще устранить и решить.

Причины нарушения речи у детей

Внутриутробная патология

Именно в 1/3 беременности развивающийся плод наиболее уязвим. На ЦНР формирующегося ребенка могут повлиять - кислородное голодание малыша из-за токсикоза, вирусные заболевания перенесенные матерью, травмы или падения матери, прием наркотиков или курение, нарушение срока беременности, несовместимость групп крови малыша и матери. Все это может привести к серьезным нарушениям нервной системы и коры головного мозга, что соответственно становится причиной дальнейшего нарушения речи у детей.

Проблемы родового периода

В случае длительной вентиляции легких после рождения малыша повышается вероятность нарушения клеток головного мозга. Также в результате обвития пуповиной или нарушения дыхания возможно возникновение дальнейших речевых нарушений. Причиной этому также может стать родовая травма, которая спровоцировала внутричерепное кровоизлияние.

Генетические аномалии или наследственная предрасположенность

Часто в семье где один из родителей имел какие-то проблемы с речевым аппаратом ребенок наследует те же проблемы. Патологии речи могут возникать также вследствие неправильного прикуса, неправильной посадки зубов. Сегодня ученые также выявили предрасположенность к наследственному заиканию.

Заболевания, перенесенные ребенком

На первых порах жизни все болезни очень сильно отражаются на общем развитии малыша. Спровоцировать проблемы речи может - травмирование лицевого скелета, ушиб головного мозга, нейроинфекции и инфекционно-вирусные заболевания, использование ототоксических антибиотиков.


причины нарушения речевого развотия у ребенка

Психологические неблагоприятные условия

Психологические травмы или неблагоприятные условия жизни оказывают большое влияние на ребенка. Если в окружении малыша есть люди с речевыми проблемами, малыш может начать копировать их поведение.

Виды речевых нарушений у детей

  • Заикание (логоневроз)

Причиной возникновения заикания у детей являются судороги дыхательного, голосового или артикуляционного отделов речи. Чаще они возникают вначале речи, и реже в середине. Для детей страдающих такой проблемой характерно останавливаться на определенных звуках, повторять их несколько раз. Данная проблема имеет четыре стадии. Первая - редкие приступы, далее приступы учащаются и становятся большой проблемой. Ребенок впоследствии начинает ограничивать себя в общении со сверстниками, и проблема становится серьезной личностной.

  • Дисграфия (дислексия)

Данное отклонение не дает детям возможности овладевать грамотой. Характерными симптомами является отсутствие при написании заглавных букв, путание букв, медленное написание диктанта, наличие большого количества ошибок. Причиной возникновения дисграфии может быть неравномерное развитие полушарий мозга или генетическая предрасположенность. Чаще всего дисграфия является следствием патологии слухового аппарата, неврологических дисфункций, нарушением зрительных анализаторов. Устранение вышеописанных патологий поможет решить проблему дисграфии.

  • Дислалия

Детки имеющие данное отклонение смешивают, заменяют и искажают звуки. При этом такие дети не имеют проблем с ЦНС и слухом. Почти у 30% школьников встречается данное нарушение. Дислалию делят на функциональную и механическую. Первая часто является следствием нейродинамических нарушений головного мозга или неблагоприятных социальных условий. Механическая представляет собой связь с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата. Количество нарушенных звуков определяет степень дислалии - простой или сложной.

  • Дизартрия

Нарушение произношения происходит из-за низкой иннервации речевого аппарата. Затрудняет артикуляцию низкая подвижность ротовой полости, языка и губ. Тип лечения зависит от места основного поражения. Разные формы данного отклонения требуют специального подхода. Основной причиной возникновения дизартрии являются нарушения головного мозга и ЦНС. Для выявления этой патологии необходимо пройти обследование у психотерапевта, логопеда, терапевта и психолога.

  • Ринолалия

Нарушение небно-глоточного смыкания приводит к искажению тембра голоса и нарушению звукопроизношения. Развитие ринолалии связано с неправильным взаимодействием ротоглотовой и носовой полостей. Выделяют закрытую и открытую формы. Первая характеризуется наличием препятствия на пути выхода воздушной струи через носовую полость. Открытая представляет собой регулярное взаимодействие ротовой и носовой полостей. Так формируется воздушный резонанс, который и образует “гнусавость! речи. Данное отклонение может быть приобретенным или врожденным.

  • Алалия

Для нее характерно органическое повреждение речевой зоны мозга головы. Это образует глубокую несформированность речи. Данное отклонение характеризуется наличием всех речевых проблем. Данной форме характерно отсутствие нормальной речи в самом начале, или ее резкое ограничение. Обычно повреждения происходят в период рождения, внутриутробного развития и в первый период жизни. Согласно статистике, мальчики наиболее подвержены алалие. В логопедии данное отклонение относится к ОНР. Органическое повреждение головного мозга замедляет образование и созревание нервных клеток. Такое поражение коры мозга бывает смешанным, импрессивным и экспрессивным.

  • Мутизм

Дети пораженные мутизмом полностью сохраняют способность понимать речь, слышать и говорить, однако молчат. Данная патология формируется в возрасте от 3-до 9 лет. Именно в этом возрасте происходят перемены в социальном окружение, что сказывается на психике ребенка. Это может быть осознанное решение молчать, или следствие психологического стресса. Наиболее подвержены мутизму ранимые и очень восприимчивые дети. Классифицируется мутизм в зависимости от степени тяжести. Бывает:

  1. Апаллический синдром;
  2. Акинетический;
  3. Селективный (элективный).

Лечение предусматривает психотерапевтические процедуры и прием медикаментов.

Детский аутизм

Данное заболевание характеризуется полным уходом ребенка от внешнего мира, и погружением в свой мир. В этот период ребенок почти не разговаривает, его речь не связная, у него маленький словарный запас. Первые признаки данного расстройства можно заметить уже в 2-3 года. В данном отклонении большую роль играет наследственный фактор, который чаще всего и становится причиной возникновения отклонения.

Общее недоразвитие речи

Характеризуется наличием сложных речевых расстройств у детей с нормальным слухом и развитием. У таких детей нарушены семантическая, лексико-грамматическая и звуковая части речи. Выявить ОНР можно при детальном логопедическом обследовании. Дети с данной патологией составляют около 40%, что является самым большим показателем среди всех отклонений.

Задержка речевого развития

Проявляется в отсутствии или значительном недоразвитии речи, речевого аппарата от общепринятых норм у детей в возрасте до 3 лет.

Коррекция речевых нарушений у детей

Каждый из видов речевых нарушений требует специального вмешательства специалиста. Детский логопед на раннем этапе поможет выявить проблему и помочь ее решить. Коррекция включает в себя регулярные занятия с логопедом, логопедом-дефектологом, психологом, невропатологом и психотерапевтом. В тяжелых случаях приходится прибегать к медикаментозному лечению. Во время периода коррекции очень важно родителям всячески поддерживать малыша, и создать психологически комфортную среду. Не следует проводить коррекцию самостоятельно, прибегните к помощи специалистов!


 21.05.2018
 (90 просмотров)